«Снегири» – от транспорта к энергосистеме

28 марта в Академгородок прилетели необычные снегири. Прямо на парковке перед Институтом проблем промышленной экологии Севера профессор кафедры Интегрированных киберсистем МФТИ, главный научный сотрудник лаборатории «Активных систем» Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН Николай Коргин продемонстрировал электрические и гибридные снегоходы «SneGo» – так начался междисциплинарный семинар «Академическая сеть полигонов для испытания электротранспорта в сложных климатических и ландшафтных условиях». С «птицами», созданными компанией «Emax laboratory», КБ Александра Полевого и ИПУ РАН при участии МФТИ и Школы арктического дизайна, уже хорошо знаком руководитель лаборатории геоэкологии и рационального природопользования Арктики ИППЭС КНЦ РАН Захар Слуковский: электроснегоходы использовали в экспедиции к озеру Дикое на севере Мурманской области за пробами воды и донных отложений.

Погода начала ухудшаться, и участники семинара переместились в кабинет, где Николай Андреевич подробнее рассказал о своем проекте. Идея создания современного снегоходного электротранспорта появилась у него во время скитурных прогулок в Норвегии. В этой стране действуют очень строгие ограничения на использование бензиновых снегоходов, так как их выхлоп негативно влияет на окружающую среду. Тогда ученый сформулировал первые принципы проектирования современного экологичного электротранспорта. Для его создания недостаточно простой замены силовой установки с бензиновой на электрическую. С точки зрения теории управления системами следует выстраивать конструкцию исходя из особенностей силовой установки.

На основе этих принципов появился совместный проект лаборатории «E-MAX», МИФИ и ИПУ РАН. Несколько разработанных с нуля снегобайков уже удалось запустить в серию. Их дизайном занимается Школа арктического дизайна – научно-проектная лаборатория при Уральском гуманитарном институте Уральского федерального университета имени Б.Н. Ельцина, задачей которой является создание предметной среды для Российского Севера. Главный вдохновитель проекта Николай Коргин использует при проектировании результаты своих научных работ в области проблем согласования интересов, и успешный практический результат наглядно демонстрирует успешность применяемых им стратегий.

– Помимо очевидных преимуществ электротранспорта для перемещения по территориям особо охраняемых природных территорий в Мурманской области, которые связаны с пониженной шумностью и отсутствием выхлопа, электротранспорт можно рассматривать как часть энергетических систем, – объясняет Николай Андреевич. – Это означает, что питающие его аккумуляторные батареи можно использовать в качестве регулирующего элемента на крупных энергосетях.

Разработанная лабораторией техника уже используется на практике – для работы МЧС и при задачах удаленного доступа к научному оборудованию Специальной астрофизической обсерватории РАН. Ключевой задачей проекта является использование электроснегоходной техники в научных исследованиях – именно она стала частью проекта «Распределенная сеть полигонов для отработки сценариев применения гетерогенных групп транспортных средств с электрическим приводом в сложных климатических и ландшафтных условиях».

Гости из Москвы уже второй раз приезжают в Мурманскую область со своей электротехникой. Четыре года назад в Кольском научном центре испытывали прототип, который сейчас существенно доработан и запущен в серию. Сейчас сюда прибыл и гибридный снегоход, который по своим габаритам больше напоминает бензиновую снегоходную технику.

Николай Андреевич предложил сотрудникам Кольского научного центра опробовать электроснегоходы для решения научных задач, особенно зимних полевых работ.

29 марта первые испытания прошли в Полярно-альпийском ботаническом саду-институте. Несколько дней здесь обкатывали одноколейный и двухколейный сноубайки с электрическими двигателями.

Для особо охраняемых природных территорий, к которым относится и Ботанический сад, присутствие техники, которая дружественна окружающей среде, наиболее желательно. По словам испытателей, одноколейный электроснегоход довольно широко распространен, а вот двухколейный – транспорт совсем новый. Исследователи назвали свой опытный вариант «каракатицей». Но, несмотря на шуточное имя, этот образец серьезно помогает, если нужно перевозить большое количество груза. Без подзарядки техника может пройти до сорока километров.

Следует отметить, что снегобайки испытывали уже в Териберке и Кандалакше. Экспедиция получила название «ЭлектроКола 2024».

Подготовили Ольга Щербакова и Константин Данилин

4 апреля 2024